Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 12 человек

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Дата: 23 октября 2017 в 17:00

Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
- усыновление (удочерение);
- опека (попечительство);
- приемная семья;
- детский дом семейного типа.

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ)

         Усыновление является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С правовой точки зрения, усыновление – это установление между усыновителем и усыновленным ребенком правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителя.

         Процедура усыновления в Беларуси определена Кодексом о браке и семье Республики Беларусь.

Перечень заболеваний, не позволяющих усыновить ребенка, устанавливается Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.

Преимущественное право при усыновлении предоставляется родственникам ребенка при условии соблюдения интересов ребенка.

Факт усыновления составляет семейную тайну. Вы сами вправе установить, раскрывать ее или нет. Лица, разгласившие тайну усыновления ребенка против вашей воли, привлекаются к уголовной ответственности.

Особенности усыновления:

  • сохраняются все личные и имущественные отношения между вами и ребенком (права наследования и др.), в том числе по достижении ребенком совершеннолетия;
  • возможность присвоить ребенку вашу фамилию, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения;
  • оформляется дольше по сравнению с другими формами устройства, так как требуется решение суда;
  • самые строгие, по сравнению с другими формами устройства, требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилищно-бытовым условиям;
  • не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен;
  • орган опеки и попечительства осуществляет контроль в течение трех лет.

Перечень необходимых документов:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в усыновители;
  • копия свидетельства о браке кандидата в усыновители – в случае усыновления ребенка лицом, состоящим в браке;
  • письменное согласие одного из супругов на усыновление – в случае усыновления ребенка другим супругом;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в усыновители;
  • справка о месте работы, службы и занимаемой должности кандидата в усыновители;
  • справка о размере заработной платы (денежного довольствия) кандидата в усыновители либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах за предшествующий усыновлению год;
  • копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением кандидата в усыновители;
  • письменное разрешение на усыновление компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий на территории Республики Беларусь, – в случае его усыновления постоянно проживающими на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства;
  • письменное разрешение на усыновление компетентного органа государства, на территории которого постоянно проживают кандидаты в усыновители, – в случае усыновления ребенка лицами, постоянно проживающими на территории иностранного государства

ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Данная форма устройства ребенка на воспитание в семью является самой распространенной. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство – над несовершеннолетними (от 14 до 18 лет).

Функции по опеке (попечительству) над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, а также воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, органами опеки и попечительства.

Опекун, в отличие от попечителя, имеет право и обязан совершать от имени подопечного сделки, за исключением тех, что должны быть совершены лично, и нести имущественную ответственность за вред, причиненный подопечным. Попечитель, в отличие от опекуна, имеет право и обязан давать согласие на совершение подопечным сделок.

Опекунами (попечителями) детей могут быть только совершеннолетние дееспособные лица. Не имеют права быть опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также те, по состоянию здоровья не может исполнять обязанности по воспитанию детей.

Учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), его способность к выполнению этих обязанностей, отношения между ним и ребенком, отношение к ребенку членом его семьи, а также желание самого ребенка.

На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), установлена выплата денежных средств.

Опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-ти лет.

Дети могут общаться со своими родителями и родственниками, если это не противоречит их интересам.

Особенности опеки и попечительства:

  • ребенок имеет статус подопечного;
  • опека устанавливается органом опеки и попечительства в течение месяца после обращения;
  • на содержание подопечного ребенка опекуну ежемесячно выплачиваются денежные средства;
  • обязанности по опеке и попечительству выполняются безвозмездно;
  • менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищно-бытовых условий;
  • органы опеки и попечительства осуществляют контроль за условиями жизни подопечного ребенка в семье опекуна (попечителя);
  • не исключено усыновление подопечного ребенка, поскольку усыновление является приоритетной формой устройства ребенка;
  • нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с биологическими родителями и родственниками возможны;
  • опека (попечительство) назначается на определенный срок, как правило, до совершеннолетия ребенка.

Перечень необходимых документов:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в опекуны (попечители);
  • автобиография кандидата в опекуны (попечители);
  • медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в опекуны (попечители);
  • документы, подтверждающие отсутствие у ребенка родителей либо наличие другого основания для назначения опеки (попечительства);
  • письменное согласие родителей (единственного родителя) на назначение ребенку опекуна (попечителя) – в случае установления опеки (попечительства) над ребенком, родители которого не могут исполнять родительские обязанности по уважительным причинам (командировка, болезнь и другие);
  • письменное разрешение на установление опеки (попечительства) компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, проживающий (находящийся) на территории Республики Беларусь, – в случае установления над ним опеки (попечительства) постоянно проживающими на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства;
  • копия свидетельства о заключении брака – в случае, если кандидат в опекуны (попечители) состоит в браке;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в опекуны (попечители), проживающих совместно с ним;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья членов семьи кандидата в опекуны (попечители).

ПРИЕМНАЯ СЕМЬЯ

Приемная семья – одна из форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, именуются приемными родителями, ребенок (дети), передаваемый на воспитание приемным родителям, именуется приемным ребенком(детьми), а такая семья – приемной семьей.

Обучение (подготовку) приемных родителей организует отдел образования по месту жительства родителей.

Приемная семья образуется на основании:

- договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и приемным родителем);

- трудового договора между отделом образования местного исполнительного и распорядительного органа и приемным родителем.

После этого орган опеки и попечительства выдает удостоверение приемного родителя по форме, установленной Министерством образования Республики Беларусь, на срок действия этих договоров.

Социальную, педагогическую, психологическую, правовую помощь можно получить в отделе образования, социально-педагогическом центре по месту жительства и других организациях, уполномоченных органом опеки и попечительства.

За условиями содержания, воспитания и образования приемных детей осуществляется контроль, анализируется деятельность приемных родителей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей.

Особенности приемной семьи:

  • передача ребенка в приемную семью осуществляется с учетом его мнения; передача ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия;
  • требования к кандидатам такие же, как и при назначении опеки (попечительства), единственное отличие – первичная психолого-педагогическая подготовка в районном социально-педагогическом центре (предварительное обучение);
  • на содержание ребенка приемным родителям выплачиваются ежемесячные денежные средства в течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет;
  • предусмотрены различные меры социальной поддержки приемных семей, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения ребенка;
  • возможны контакты с биологическими родителями и родственниками ребенка, когда это не противоречит интересам ребенка.

Приемные ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.

Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.

Деятельность приемной семьи в Республике Беларусь регулируется «Положением о приемной семье» №1678 от 28 октября 1999 года.

Перечень необходимых документов:

  • заявление;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность кандидата в приемные родители;
  • копия свидетельства о заключении брака – в случае, если кандидат в приемные родители состоит в браке;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья кандидата в приемные родители;
  • письменное согласие совершеннолетних членов семьи кандидата в приемные родители, проживающих совместно с ним, на передачу ребенка (детей);
  • копия документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением кандидата в приемные родители;
  • копия декларации о доходах либо иной документ о доходах за предшествующий передаче ребенка (детей) в приемную семью год;
  • медицинское заключение о состоянии здоровья членов семьи кандидата в приемные родители.

ДЕТСКИЙ ДОМ СЕМЕЙНОГО ТИПА

Детский дом семейного типа – семья, принявшая на воспитание от 5 до 10 детей.

Обязанности по воспитанию детей выполняются на основании:

- договора об условиях воспитания и содержания детей (заключается между органом опеки и попечительства и каждым из родителей-воспитателей);

- трудового договора (заключается между отделом образования и каждым из родителей-воспитателей на срок действия договора об условиях воспитания и содержания детей).

Для создания детского дома семейного типа обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи и воспитанника должна составлять не менее 15 квадратных метров.

Родители-воспитатели являются педагогическими работниками. На детский дом семейного типа устанавливается 1,5 штатной единицы родителей-воспитателей.

Родителями-воспитателями могут быть лица обоего пола в возрасте от 25 лет.

В первую очередь дети передаются на воспитание в полные семьи. При отборе родителей-воспитателей преимущественным правом пользуются лица, имеющие педагогическое, психологическое или медицинское образование, положительный опыт воспитания детей в качестве родителей, усыновителей, приемных родителей, опекунов (попечителей).

Время работы в качестве родителей-воспитателей засчитывается в общий трудовой стаж в соответствии с законодательством.

На содержание воспитанников детских домов семейного типа осуществляются ежемесячные денежные выплаты согласно установленным нормам расходов на питание, обеспечение одеждой/ обувью, мягким инвентарем и оборудованием, учебниками, учебными пособиями и принадлежностями, предметами личной гигиены, иными предметами первой необходимости, а с 7 лет – на личные расходы в порядке, установленном законодательством.

Родители-воспитатели ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание детей.

За условиями содержания, воспитания и образования воспитанников осуществляется контроль, анализируется деятельность родителей-воспитателей, а также выполнение планов защиты прав и законных интересов приемных детей.

Социальную, педагогическую, психологическую, правовую помощь можно получить в отделе образования, социально-педагогическом центре по месту жительства и других организациях, уполномоченных органом опеки и попечительства.

ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Патронатное воспитание – форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатных родителей при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов этого ребенка между государственным учреждением и патронатными родителями.

Патронатная семья – это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а воспитательные функции берут на себя семьи.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа, предусматривающая:

- пособие на содержание ребенка;

- наличие постоянных квалифицированных помощников: врача, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога.

Патронат может быть непрерывным и периодическим.

Непрерывный патронат – это временное устройство ребенка с момента помещения его в семью патронатного воспитателя до окончательного решения вопроса о его устройстве.

Периодический патронат – это периодическое временное устройство одного и того же ребенка в одну и ту же семью патронатного воспитателя (на выходные и праздничные дни, в каникулярное время). Возможна передача ребенка на патронатное воспитание от 1-2 дней до 3 месяцев.

Один и тот же патронатный воспитатель может осуществлять одновременно различные формы патроната (смешанный патронат).

На патронатное воспитание в одну семью может передаваться от 1 до 3-х детей, но не более 4 детей.

Дети, состоящие между собой в родстве, как правило, передаются в одну патронатную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон.

СОВЕТЫ ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ

1. Как помочь ребенку, пережившему разлуку с семьей.

Дайте ему чувство определенности: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Необходимо заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии, показать ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объяснить, что это – его пространство. Нужно все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет происходить дальше.

Ребенку важно ваше утешение, если он подавлен и проявляет другие признаки горя.

Физическая забота дарит чувство уверенности, успокаивает: любимая ребенком еда, спокойный сон, забота о нем.

Проявляйте инициативу: нужно инициировать положительное взаимодействие с ребенком, проявлять первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавать вопросы и выражать тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым.

Воспоминания о прошлой жизни – неотъемлемая часть: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает сомнения или смешанные чувства, помните: ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет.

Внимательно относитесь к памятным вещам: фотографии, игрушки, одежда – все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия.

Помогайте ребенку организовать его дела: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Можно обсуждать и планировать дела вместе, давать конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки-памятки и т.д. Важно поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: «то, что происходит с тобой – нормально», «мы справимся» и т.д.

Не пытайтесь сразу подстроить ребенка под себя: в характере приемного ребенка могут быть черты, про которые смело можно сказать: «это уже не его горе, а мое!». Помните: исправить все сразу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.

2. Работа с ребенком при помещении в новую семью.

Настоящее: разделите его чувства и дайте ему стабильность.

  • Сообщите ребенку о том, что будет происходить в ближайшее время и что планируется в будущем.
  • Работайте с возникающими эмоциональными проблемами. Вы должны признать страхи, тревоги ребенка, его печали о людях, оставшихся в прошлом, и неуверенность по поводу будущего.
  • Предоставите ребенку конкретное место. Не привлекайте слишком много людей для заботы о нем – ребенок к этому не привык, и это может пугать его.
  • Сохраните любимые вещи и хорошие привычки ребенка (еда, одежда, жизненный уклад).

Прошлое: осмысление и принятие.

  • Обеспечьте ребенка информацией о его прошлом (каждый ребенок в соответствии с обстоятельствами и возрастом должен знать, кто он, каково его происхождение, где и когда он родился, где прежде жил, кто его биологические родители и где они сейчас, информацию о других родственниках).
  • Составьте «Альбом воспоминаний» ребенка – материальные свидетельства о прошлом: фотографии самого ребенка прежде и теперь, значимых людей и мест, записи и т.д. Акцентируйте внимание на успехах, положительных событиях. Негативные события тоже обозначайте, но сдержанно.
  • Организовывайте контакты, насколько они уместны, с кровной семьей и прежними знакомыми.
  • Выясните, как именно ребенок объясняет расставание с семьей. Работайте с чувствами вины и потери.
  • Помогайте ребенку понять связь между имеющимися проблемами в настоящем (замешательство/депрессия/агрессия) и в прошлом.
  • Найдите ресурсы и сильные стороны в прошлом и настоящем ребенка.

Будущее: цели и перспективы.

  • Признавайте различия между биологическим и психологическим родительством без оценивания.
  • Помогайте в построении моделей будущей самореализации, включая возможность последующего возвращения в биологическую семью.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.